23 авг. 2011 г.

НА СТАЛЬНЫХ МАГИСТРАЛЯХ

6 ноября 1893 года вступила в строй железнодорожная ветка Грозный – Петровск (ныне Махачкала), а с мая 1894 года было открыто движение по линии Беслан – Грозный – Гудермес – Хасавюрт – Петровск протяженностью 250 верст. В 1895 году завершилось строительство железной дороги Петровск – Баку, а в 1916 году – железнодорожной ветки Прохладная – Моздок, разгрузившей участок Гудермес – Петровск.

Железная дорога, связавшая центры Дагестана с внутренними районами России и Закавказья, явилась решающим фактором в развитии капиталистических отношений в Дагестане, быстрого роста населения, изменения его социальной структуры.

В 1898 году была построена железнодорожная станция Хасавюрт, ставшая со временем одним из крупнейших транспортных предприятий Северного Кавказа.

В годы гражданской войны железная дорога на отрезке Гудермес – Чирюрт неоднократно выходила из строя, однако в короткие сроки восстанавливалась. Бесперебойная работа окончательно была налажена в апреле 1920 года после изгнания деникинцев частями XI-й армии. В республику по железной дороге стали поступать грузы, предназначенные для оказания материальной помощи населению Дагестана, а также для восстановления народного хозяйства в Хасавюртовском округе, особенно пострадавшем в годы гражданской войны.

Значительно возросла роль железнодорожных перевозок в конце 20-х годов XX века в связи с коллективизацией и индустриализацией. С каждым днем увеличивался поток грузов в адрес предприятий, вновь образованных колхозов и совхозов, расположенных на территории слободы и в соседних районах, а также грузов, отправляемых из Хасавюрта. В связи с этим росла ответственность железнодорожных рабочих и служащих за бесперебойную работу станции, быструю разгрузку и погрузку в предусмотренные сроки, с чем работники станции Хасавюрт успешно справлялись.

В годы Великой Отечественной войны хасавюртовские железнодорожники показали образец трудового героизма. Многие опытные специалисты и квалифицированные рабочие были призваны на фронт, оставшиеся в тылу справлялись с возложенными на них обязанностями, зачастую сутками не покидая своего поста. Ветка Гудермес – Хасавюрт сыграла огромную роль в годы войны: эшелоны с боеприпасами, дагестанской и бакинской нефтью следовали на фронт один за другим, а обратно шли санитарные поезда с ранеными бойцами и беженцами. Особенно тяжело было летом и осенью 1942 года, когда фронт приблизился к границам Дагестана, и Хасавюрт стал прифронтовым городом. И в этой сложной обстановке железнодорожники Хасавюрта с честью выполнили свой гражданский и профессиональный долг.

Бывший шофер станции Хасавюрт Павел Васильевич Коваленко в марте 1945 года за проявленное в боях с фашистами мужество получил звание Героя Советского Союза, а многие железнодорожные рабочие и служащие после Победы вернулись домой с боевыми наградами.

В послевоенный период грузооборот на станции Хасавюрт стал возрастать, увеличился поток пассажирских и товарных поездов, количество вагонов и платформ удвоилось по сравнению с довоенным временем. Эти изменения требовали от железнодорожников безукоризненного выполнения технологических операций: малейшая ошибка могла привести к непоправимым последствиям.

В конце 1960-х годов была завершена электрификация Северо-Кавказской железной дороги, что намного повысило возможности перевозок. Одна только электроцентрализация стрелочного хозяйства на станции Хасавюрт высвободила 20 человек, ускорила перевод стрелок на путях.

Тогда же на станции был построен возвышенный 150-метровый железнодорожный путь, позволивший разгружать один вагон всего за 30 минут вместо 5-6 часов, как это было прежде. Умелые специалисты отремонтировали 2 мощных электрокозловых крана, которые значительно облегчили работу. Одновременно с решением технических проблем проводились работы по благоустройству и озеленению станции и вокзала, а для безопасности пешеходов под железнодорожными путями построили подземный туннель.

В начале 1990-х годов из-за боевых событий, происходивших в регионе, количество железнодорожных перевозок заметно сократилось, затем в течение длительного времени они были прекращены совсем.

В настоящее время на станции возобновлено пассажирское движение, постоянно растет грузопоток – в 2010 году здесь ежедневно обрабатывалось до 45 вагонов. Сплоченный коллектив железнодорожников делает все для того, чтобы в скором будущем станция Хасавюрт стала таким же важным узлом, как прежде.


Аджиева, А. По пути возрождения [Текст]/ А. Аджиева// Дружба.- 2010.- 31 июля.

Встречая праздник [Текст]// Дружба.- 2009.- 1 августа.

На вахте - труженики стальных магистралей [Текст]// Дружба.- 2008.- 2 августа.

Ярмоленко, В. С ограниченными возможностями не запируешь… [Текст]: интервью с начальником железнодорожной станции Хасавюрт Ш. Нургишиевым/ В. Ярмоленко// Дружба.- 2006.- 11 августа.

Абдуллаев, Ж.А., Дорогобед, Б.П. Артерия Дагестана и Закавказья: Хасавюрт – транспортная магистраль [Текст]/ Ж.А. Абдуллаев, Б.П. Дорогобед// Народы Дагестана.- 2001.- № 2.- С. 40-42.

Гайдаров, Г. Станция Хасавюрт: вековой юбилей [Текст]/ Г. Гайдаров// Дагестанская правда.- 1998.- 11 августа.

Хайбулаев, Г. По тернистому пути [Текст]: к 100-летию железнодорожной станции Хасавюрт/ Г. Хайбулаев// Дружба.- 1998.- 21 июля; 23 июля; 30 июля; 4 августа; 6 августа; 11 августа; 13 августа.

Любаров, Н. Прошел первый пассажирский [Текст]: о строительстве новой ветки железной дороги Карланюрт - Кизилюрт/ Н. Любаров// Дружба.- 1997.- 29 июля.

Фабер, В. Чувствуя локоть друг друга [Текст]/ В. Фабер// Дружба.- 1997.- 3 августа.

Любаров, Н. Рекогносцировка с целью ускорения [Текст]/ Н. Любаров// Дружба.- 1996.- 24 декабря.

Ярмоленко, В. Праздники и будни [Текст]/ В. Ярмоленко// Дружба.- 1996.- 6 августа.

Гайдаров, Г. С заботой о людях [Текст]: интервью с начальником железнодорожной станции Хасавюрт Г.М. Хайбулаевым/ Г. Гайдаров// Дружба.- 1996.- 1 августа.

Ярмоленко, В. Счастливого пути! [Текст]/ В. Ярмоленко// Дружба.- 1996.- 23 июля.

Фабер, В. Не нарушая традиций [Текст]/ В. Фабер// Дружба.- 1995.- 3 августа.

Ярмоленко, В. На станции наводится порядок [Текст]/ В. Ярмоленко// Дружба.- 1994.- 13 сентября.

Караев, Х. Трудятся на совесть [Текст]/ Х. Караев// Дружба.- 1994.- 31 марта.

Караев, Х. Будни железнодорожников [Текст]: беседа с начальником железнодорожной станции Хасавюрт А. Джалаловым/ Х. Караев// Дружба.- 1993.- 18 ноября.

Черивханов, М. Трудовая поступь железнодорожников [Текст]/ М. Черивханов// Дружба.- 1989.- 23 апреля.

Ярмоленко, В. Призвание [Текст]/ В. Ярмоленко// Дружба.- 1987.- 2 августа.

Хамавов, А. Знамя у железнодорожников [Текст]/ А. Хамавов// Дружба.- 1986.- 28 августа.

Дежурный по станции [Текст]// Дружба.- 1985.- 6 марта.

Джумакаев, Х. Не уступает первенства [Текст]/ Х. Джумакаев// Дружба.- 1984.- 5 августа.

Фабер, В. Призвание [Текст]/ В. Фабер// Дружба.- 1983.- 1 августа.

Чернышев, В. Призвание [Текст]/ В. Чернышев// Дружба.- 1981.- 1 августа.

Попов, В. Бегут по рельсам поезда [Текст]/ В. Попов// Дружба.- 1980.- 4 августа.

На вахте железнодорожники [Текст]// Дружба.- 1974.- 14 ноября.

Мантаев, Б. Ударный участок [Текст]/ Б. Мантаев// Дружба.- 1972.- 6 августа.

Мурзаев, Б. С заботой о пассажирах [Текст]/ Б. Мурзаев// Дружба.- 1972.- 6 августа.

Ступка, Г. Слова признания [Текст]/ Г. Ступка// Дружба.- 1972.- 6 августа.

Ткаченко, Г. Дежурный по станции [Текст]/ Г. Ткаченко// Дружба.- 1972.- 14 января.

Идут по рельсам поезда [Текст]// Дружба.- 1969.- 3 августа.

Наткин, В. Будни железнодорожников [Текст]/ В. Наткин// Дружба.- 1968.- 24 мая.

Воловик, М. На стальных магистралях [Текст]: беседа с начальником железнодорожной станции Хасавюрт А.Д. Джалаловым/ М. Воловик// Дружба.- 1964.- 26 февраля.

Абакаров, А. Встречая праздник [Текст]/ А. Абакаров// Знамя Ленина.- 1960.- 10 августа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.